Методика
Учебный элемент
Учебный элемент - это цельный законченный фрагмент теоретического материала или самостоятельное учебное умение.
Учебный элемент может быть:
-
итоговым - усвоение этого элемента переходит в практический багаж выпускника школы;
-
промежуточным - усвоение этого элемента существенно при усвоении других учебных элементов, но в дальнейшем предполагается его поглощение некоторым итоговым учебным элементом;
-
временным - усвоение этого элемента существенно только в рамках усвоения более сложного учебного элемента.
В каждом предмете выделяется система учебных элементов, которая в дальнейшем структурируется в виде учебных курсов.
Система учебных элементов обладает следующими существенными свойствами:
-
полнотой - в виде учебных элементов представлен весь учебный материал, предусмотренный государственными программами и стандартами для всех уровней: базового, повышенного и углубленного;
-
универсальностью - учебные элементы соответствуют только внутренней логике изучения конкретного предмета, и независимы от частных методик его преподавания;
-
преемственностью - между учебными элементами существуют преемственные связи, которые обеспечивают их поэтапное усвоение;
-
доступностью - для отработки учебного элемента (усвоения знания или выработки умения) предлагается конкретный набор учебных заданий, а также схема (алгоритм) учебной деятельности, позволяющей добиться его гарантированного усвоения.
Учебный элемент - это минимальная информационно-деятельностная единица, усвоение которой количественно оценивается. Именно анализ усвоения отдельных учебных элементов или их произвольных наборов является основой предлагаемой системы учебного мониторинга.