Индивидуальный компьютерный учебный мониторинг - это особая форма организации учебной работы ученика с ПМК серии "Школьный наставник", при которой ведущую роль в процессе обучения играет самоанализ и самооценка учеником своих учебных достижений, учебных потребностей и познавательных интересов. В отличие от других моделей использования ПМК серии "Школьный наставник", при осуществлении индивидуального компьютерного учебного мониторинга ученик в полном объеме выступает в качестве субъекта учебного процесса.
Суть данной технологии заключается в следующем: ученик визуально просматривает и анализирует результаты своей учебной работы, оценивает предлагаемые программой практические рекомендации, самостоятельно выбирает учебный материал и определяет режим работы.
Индивидуальный компьютерный учебный мониторинг в рамках конкретного учебного курса ученик осуществляет в программе "Наставник".
Схема организации учебной работы следующая:Количество таких учеников в школе не так велико, но даже для них в условиях массовой школы реализовать эту систему достаточно сложно, в первую очередь, вследствие слабой оснащенности компьютерной техникой.
Главная задача учителя-предметника в данной технологии - подбор или создание диагностических тестов, адекватных конкретным условиям: индивидуальным особенностям ученика (группы учеников), учебной программе и методике преподавания, уровню сложности, этапу обучения и пр.
Перед проведением первого диагностического тестирования с учениками должно быть проведено достаточное количество тренировочных занятий, во время которых они должны овладеть навыками работы с ПМК серии "Школьный наставник" (научив ученика работать с одним конкретным ПМК, Вы, тем самым, научили работать его с любым другим!). Если предварительных занятий не будет, реальные результаты в значительной степени могут искажаться случайными ошибками (ошибки ввода данных, ошибки, обусловленные неуверенным владением манипулятором "мышь").
После первого диагностического тестирования учитель-предметник должен хорошо отработать с учениками схему учебной работы по коррекции. В программе "Наставник" можно реализовать две различных варианта: на основе рекомендаций программы и на основе визуального контроля.
Коррекция на основе рекомендаций заключается в следующем:В рекомендации попадают не только те учебные элементы, которые были затронуты в диагностике, но и те, от усвоения которых может зависеть усвоение затронутых учебных элементов. Таким образом, набор практических рекомендаций как бы разворачивается в процессе коррекции: в случае отрицательного результата работы с конкретным учебным элементов предлагается поработать с более простыми учебными элементами. По сути, автоматически находится первопричина выявленного на этапе диагностики пробела и предлагается практическая схема его ликвидации. Набор рекомендаций будет исчерпан, когда все затронутые учебные элементы будут усвоены на высоком уровне (зеленый цвет).
Достоинством коррекции на основе рекомендаций является практически гарантированное устранение пробела. Условным недостатком можно считать определенную избыточность учебной работы ученика: в процессе поиска первопричины пробела ему могут предлагаться учебные элементы, которыми он владеет достаточно хорошо.
Коррекцию на основе рекомендаций целесообразно в первую очередь организовывать для отстающих учеников, когда пробелы в знаниях и умениях накапливались не один месяц.
Коррекция на основе визуального контроля заключается в следующем:Недостатком коррекции на основе визуального контроля является то, что иногда добиться нужной степени усвоения ученик не может, так как им не усвоены предыдущие учебные элементы. В этом случае учитель-предметник должен самостоятельно отслеживать такие ситуации, и вносить дополнительные коррективы в учебную работу ученика.
Коррекцию на основе визуального контроля целесообразно организовывать для учеников с хорошими способностями к обучению, имеющих локальные пробелы в знаниях и умениях.
В процессе коррекции по любой из двух описанных схем ученик работает в двух режимах: сначала с доступом к справочной информации (когда низкая степень усвоения должна стать средней), затем без доступа (когда средняя степень должна стать высокой).
Количество учеников, которые имеют систематические или фрагментарные пробелы в знаниях и умениях достаточно велико (по всем оценкам превышает 50%). Поэтому группы коррекции должны, во-первых, носить временный характер, во-вторых, должны формироваться с учетом социальных аспектов, в первую очередь с учетом материального состояния семей учеников. Ученики из обеспеченных семей могут приглашаться в группы коррекции на платной основе. Ученики, имеющие дома компьютер, могут заниматься по схеме: диагностика в школе, коррекция дома.
Комбинированное компьютерное закрепление - это форма организации учебной работы ученика с ПМК серии "Школьный наставник", которая предполагает комплексную отработку учебных элементов, связанных между собой по определенным принципам.
Главная задача учителя-предметника в данной технологии - подбор специальных тестов для комбинированного закрепления. Комплекты таких тестов могут приобретаться дополнительно, а могут создаваться самими учителями.
В сравнении с технологией "Компьютерная диагностика и коррекция пробелов в знаниях", данная технология обладает следующим преимуществом: при отработке учебного элемента значительно возрастает элемент осознанности усвоения. Задания выполняются не по одной схеме, когда действия ученика через определенное время в той или иной степени приобретают автоматический характер, а по разным схемам, в результате чего резко возрастает функция ориентации в учебном материале.
Отбор тестовых заданий в специальный тест для комбинированного закрепления можно проводить так, что будут реализованы следующие модели учебной деятельности:Комбинированное компьютерное закрепление должно проводиться в режимах без доступа к справочной информации ("Самоконтроль" или "Контроль").
Комбинированное компьютерное закрепление рекомендуется применять для тех учебных элементов, которые уже усвоены на среднем или высоком уровне. Оно позволит значительно повысить достоверность результатов предыдущей работы (например, в технологии "Компьютерная диагностика и коррекция пробелов в знаниях").