Меню


Методика

Работа с программой "Школьный наставник"

Схемы применения

  1. Схема "Индивидуальный компьютерный учебный мониторинг"
  2. Схема "Компьютерная диагностика и коррекция пробелов в знаниях"
  3. Схема "Комбинированное компьютерное закрепление"

1. Схема "Индивидуальный компьютерный учебный мониторинг"

Индивидуальный компьютерный учебный мониторинг - это особая форма организации учебной работы ученика с ПМК серии "Школьный наставник", при которой ведущую роль в процессе обучения играет самоанализ и самооценка учеником своих учебных достижений, учебных потребностей и познавательных интересов. В отличие от других моделей использования ПМК серии "Школьный наставник", при осуществлении индивидуального компьютерного учебного мониторинга ученик в полном объеме выступает в качестве субъекта учебного процесса.

Суть данной технологии заключается в следующем: ученик визуально просматривает и анализирует результаты своей учебной работы, оценивает предлагаемые программой практические рекомендации, самостоятельно выбирает учебный материал и определяет режим работы.

Индивидуальный компьютерный учебный мониторинг в рамках конкретного учебного курса ученик осуществляет в программе "Наставник".

Схема организации учебной работы следующая:
  1. Ученик знакомится с учебным курсом, выбирает из предложенных диагностических тестов те, которые, на его взгляд, наиболее актуальны в данный момент.
  2. Ученик проходит выбранные тесты в режиме "Самоконтроль".
  3. В программе "Наставник" ученик визуально просматривает и анализирует усвоение учебного курса (все учебные разделы и учебные элементы раскрашены в пять цветов в соответствие с текущими степенями усвоения); просматривает и оценивает предлагаемые "Наставником" рекомендации по дальнейшей работе.
  4. На основе проведенного анализа и оценки ученик может:
    • выбрать для отработки конкретный учебный элемент;
    • выбрать диагностический или контрольный тест;
    • выбрать специальный тест (для комбинированного тренинга, тест-урок и т.п.).
В процессе учебной работы ученик сам координирует сочетание режимов, при которых он может получить доступ к справочной информации ("Изучение" и "Тренинг"), и режимов без доступа к справочной информации ("Самоконтроль" и "Контроль"). В полном объеме осуществлять индивидуальный компьютерный учебный мониторинг могут ученики, которые:
  • имеют устойчивую мотивацию к осуществлению учебной деятельности;
  • имеют сформированные навыки самостоятельной работы;
  • ориентируются в структуре учебного материала (учебного курса);
  • могут реально оценить свои учебные потребности;
  • владеют навыками работы на компьютере.

Количество таких учеников в школе не так велико, но даже для них в условиях массовой школы реализовать эту систему достаточно сложно, в первую очередь, вследствие слабой оснащенности компьютерной техникой.

2. Схема "Компьютерная диагностика и коррекция пробелов в знаниях

Компьютерная диагностика и коррекция пробелов в знаниях - это форма организации учебной работы ученика с ПМК серии "Школьный наставник", при которой выделяются два ключевых этапа:
  • диагностика, во время которой ученик проходит специально составленные диагностические тесты по ранее изученному материалу;
  • коррекция, во время которой ученик, выполняя рекомендации программы "Наставник", отрабатывает те учебные элементы, которые в результате диагностики определены как плохо усвоенные.

Главная задача учителя-предметника в данной технологии - подбор или создание диагностических тестов, адекватных конкретным условиям: индивидуальным особенностям ученика (группы учеников), учебной программе и методике преподавания, уровню сложности, этапу обучения и пр.

Перед проведением первого диагностического тестирования с учениками должно быть проведено достаточное количество тренировочных занятий, во время которых они должны овладеть навыками работы с ПМК серии "Школьный наставник" (научив ученика работать с одним конкретным ПМК, Вы, тем самым, научили работать его с любым другим!). Если предварительных занятий не будет, реальные результаты в значительной степени могут искажаться случайными ошибками (ошибки ввода данных, ошибки, обусловленные неуверенным владением манипулятором "мышь").

После первого диагностического тестирования учитель-предметник должен хорошо отработать с учениками схему учебной работы по коррекции. В программе "Наставник" можно реализовать две различных варианта: на основе рекомендаций программы и на основе визуального контроля.

Коррекция на основе рекомендаций заключается в следующем:
  • программа автоматически отбирает те учебные элементы, которые необходимо усвоить в первую очередь, и выдает набор коррекционных тестов для их отработки;
  • ученик выбирает из набора первый коррекционный тест и выполняет его;
  • в зависимости от результата (положительного или отрицательного) набор рекомендаций корректируется;
  • после того как набор рекомендаций будет исчерпан, ученику предлагается следующий диагностический тест.

В рекомендации попадают не только те учебные элементы, которые были затронуты в диагностике, но и те, от усвоения которых может зависеть усвоение затронутых учебных элементов. Таким образом, набор практических рекомендаций как бы разворачивается в процессе коррекции: в случае отрицательного результата работы с конкретным учебным элементов предлагается поработать с более простыми учебными элементами. По сути, автоматически находится первопричина выявленного на этапе диагностики пробела и предлагается практическая схема его ликвидации. Набор рекомендаций будет исчерпан, когда все затронутые учебные элементы будут усвоены на высоком уровне (зеленый цвет).

Достоинством коррекции на основе рекомендаций является практически гарантированное устранение пробела. Условным недостатком можно считать определенную избыточность учебной работы ученика: в процессе поиска первопричины пробела ему могут предлагаться учебные элементы, которыми он владеет достаточно хорошо.

Коррекцию на основе рекомендаций целесообразно в первую очередь организовывать для отстающих учеников, когда пробелы в знаниях и умениях накапливались не один месяц.

Коррекция на основе визуального контроля заключается в следующем:
  • после выполнения диагностического тестирования учебные разделы и учебные элементы раскрашиваются в разные цвета, в зависимости от степеней их усвоения;
  • ученик получает целевую установку последовательно выбирать учебные элементы, окрашенные в красный цвет (низкая степень усвоения), и работать с ними до тех пор, пока они не станут сначала синего цвета (средняя степень усвоения), затем зеленого цвета (высокая степень усвоения);
  • после того, как целевая установка выполнена, ученику предлагается следующий диагностический тест.

Недостатком коррекции на основе визуального контроля является то, что иногда добиться нужной степени усвоения ученик не может, так как им не усвоены предыдущие учебные элементы. В этом случае учитель-предметник должен самостоятельно отслеживать такие ситуации, и вносить дополнительные коррективы в учебную работу ученика.

Коррекцию на основе визуального контроля целесообразно организовывать для учеников с хорошими способностями к обучению, имеющих локальные пробелы в знаниях и умениях.

В процессе коррекции по любой из двух описанных схем ученик работает в двух режимах: сначала с доступом к справочной информации (когда низкая степень усвоения должна стать средней), затем без доступа (когда средняя степень должна стать высокой).

Количество учеников, которые имеют систематические или фрагментарные пробелы в знаниях и умениях достаточно велико (по всем оценкам превышает 50%). Поэтому группы коррекции должны, во-первых, носить временный характер, во-вторых, должны формироваться с учетом социальных аспектов, в первую очередь с учетом материального состояния семей учеников. Ученики из обеспеченных семей могут приглашаться в группы коррекции на платной основе. Ученики, имеющие дома компьютер, могут заниматься по схеме: диагностика в школе, коррекция дома.

3. Схема "Комбинированное компьютерное закрепление

Комбинированное компьютерное закрепление - это форма организации учебной работы ученика с ПМК серии "Школьный наставник", которая предполагает комплексную отработку учебных элементов, связанных между собой по определенным принципам.

Главная задача учителя-предметника в данной технологии - подбор специальных тестов для комбинированного закрепления. Комплекты таких тестов могут приобретаться дополнительно, а могут создаваться самими учителями.

В сравнении с технологией "Компьютерная диагностика и коррекция пробелов в знаниях", данная технология обладает следующим преимуществом: при отработке учебного элемента значительно возрастает элемент осознанности усвоения. Задания выполняются не по одной схеме, когда действия ученика через определенное время в той или иной степени приобретают автоматический характер, а по разным схемам, в результате чего резко возрастает функция ориентации в учебном материале.

Отбор тестовых заданий в специальный тест для комбинированного закрепления можно проводить так, что будут реализованы следующие модели учебной деятельности:
  • "модель последовательного усвоения", при которой задания в тесте постепенно усложняются, и каждое следующее расширяет, уточняет или развивает предыдущее;
  • "модель фронтального усвоения", при которой в тест отбираются задания из определенного учебного раздел (темы, урока);
  • "модель сбивающих действий", при которой в тесте чередуются задания, имеющие внешне схожую формулировку, но различающиеся способом решения;
  • "модель комбинированного применения ", при которой в тесте чередуются задания, имеющие в решении общую часть (именно эта общая часть и является учебным элементом, который закрепляется);

Комбинированное компьютерное закрепление должно проводиться в режимах без доступа к справочной информации ("Самоконтроль" или "Контроль").

Комбинированное компьютерное закрепление рекомендуется применять для тех учебных элементов, которые уже усвоены на среднем или высоком уровне. Оно позволит значительно повысить достоверность результатов предыдущей работы (например, в технологии "Компьютерная диагностика и коррекция пробелов в знаниях").

Вверх