Распределенный учебный процесс является логичным развитием обучающей технологии "Компьютерная диагностика и коррекция пробелов в знаниях", в экспериментальной апробации которой предприятие "ИНИС-СОФТ" принимало участие в течение нескольких лет.
Апробация проводилась более чем в 50 сельских и городских школ Республики Беларусь и Российской Федерации. После ряда доработок, которые были подсказаны учителями, методистами и администраторами экспериментальных школ, учебные и программные комплексы серии "Школьный наставник" вполне адекватно вписались в учебный процесс. Они заняли определенную нишу в педагогической практике учителей-экспериментаторов, показали высокую эффективность и адаптируемость к используемым учебникам и методикам преподавания.
Однако, как только встал вопрос о переносе данной технологии с экспериментальных на все классы школы, участники эксперимента столкнулись с проблемой нехватки компьютерных ресурсов. Технология, с одной стороны, достаточно эффективная, с другой, простая в освоении, приобрела популярность у учителей-предметников, но все их потребности в организации диагностической и коррекционной работы с трудом удовлетворяли даже самые технически оснащенные школы, имеющие большое количество компьютерной техники.
Поскольку технология состояла из двух независимых этапов: общей диагностики, требующей присутствия учителя, и коррекции, индивидуальная траектория которой строилась для каждого ученика на основе экспертных оценок результатов его диагностики, участники эксперимента предложили разработчикам технически развести эти этапы. Диагностику, которая должна быть обеспечена соответствующим уровнем административного контроля, предложили проводить в сетевом варианте в школьных компьютерных классах, а коррекцию - дома, естественно, для тех учеников, у которых есть домашние компьютеры. Для обмена данными между школьными и домашними версиями были разработаны специальные программные модули: "Интегратор тестов и уроков" и "Интегратор результатов". Таким образом, распределенный учебный процесс, организованный под девизом "Диагностика в школе, коррекция и обучение дома", стал эффективной формой внедрения информационных технологий в ежедневную практику работы школы. Он позволяет максимально задействовать компьютерные ресурсы учебного заведения, совместить компьютерные технологии и традиционные формы организации учебного процесса, а также включить в учебный процесс домашние компьютеры учеников. При наличии в школе технических условий, обмен данными между школьными и домашними компьютерами можно осуществлять через электронную почту или Internet.
Примерная схема распределенного учебного процесса:Распределенный учебный процесс - это хорошая возможность для школы организовать систему оказания дополнительных платных услуг. Это могут быть, например, платные группы компьютерной коррекции пробелов в знаниях, или платная услуга по сопровождению коррекционной работы на домашнем компьютере с привлечением тьютора.